540 lines
37 KiB
Markdown
540 lines
37 KiB
Markdown
|
[![Foo](https://img.shields.io/badge/Version-1.20-brightgreen.svg?style=flat-square)](#versions)
|
|||
|
[![Foo](https://img.shields.io/badge/Website-AlexGyver.ru-blue.svg?style=flat-square)](https://alexgyver.ru/)
|
|||
|
[![Foo](https://img.shields.io/badge/%E2%82%BD$%E2%82%AC%20%D0%9D%D0%B0%20%D0%BF%D0%B8%D0%B2%D0%BE-%D1%81%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D0%B9-orange.svg?style=flat-square)](https://alexgyver.ru/support_alex/)
|
|||
|
|
|||
|
# EncButton
|
|||
|
Ультра лёгкая и быстрая библиотека для энкодера, энкодера с кнопкой или просто кнопки
|
|||
|
- Максимально быстрое чтение пинов для AVR (ATmega328/ATmega168, ATtiny85/ATtiny13)
|
|||
|
- Максимально лёгкий вес
|
|||
|
- Быстрые и лёгкие алгоритмы опроса кнопки и энкодера
|
|||
|
- Энкодер: обычный поворот, нажатый поворот, быстрый поворот, доступ к счётчику
|
|||
|
- Кнопка: антидребезг, клик, несколько кликов, счётчик кликов, удержание, режим импульсного удержания
|
|||
|
- Подключение - **только с подтяжкой к питанию** (внешней или внутренней)!
|
|||
|
- Опциональный режим с обработчиками callback (+24 байта SRAM на каждый экземпляр)
|
|||
|
- Виртуальный режим (кнопка, энк, энк с кнопкой)
|
|||
|
|
|||
|
### Совместимость
|
|||
|
Совместима со всеми Arduino платформами (используются Arduino-функции)
|
|||
|
|
|||
|
## Содержание
|
|||
|
- [Установка](#install)
|
|||
|
- [Железо](#hardware)
|
|||
|
- [Инициализация](#init)
|
|||
|
- [Использование](#usage)
|
|||
|
- [Пример](#example)
|
|||
|
- [Версии](#versions)
|
|||
|
- [Баги и обратная связь](#feedback)
|
|||
|
|
|||
|
<a id="install"></a>
|
|||
|
## Установка
|
|||
|
- Библиотеку можно найти по названию **EncButton** и установить через менеджер библиотек в:
|
|||
|
- Arduino IDE
|
|||
|
- Arduino IDE v2
|
|||
|
- PlatformIO
|
|||
|
- [Скачать библиотеку](https://github.com/GyverLibs/EncButton/archive/refs/heads/main.zip) .zip архивом для ручной установки:
|
|||
|
- Распаковать и положить в *C:\Program Files (x86)\Arduino\libraries* (Windows x64)
|
|||
|
- Распаковать и положить в *C:\Program Files\Arduino\libraries* (Windows x32)
|
|||
|
- Распаковать и положить в *Документы/Arduino/libraries/*
|
|||
|
- (Arduino IDE) автоматическая установка из .zip: *Скетч/Подключить библиотеку/Добавить .ZIP библиотеку…* и указать скачанный архив
|
|||
|
- Читай более подробную инструкцию по установке библиотек [здесь](https://alexgyver.ru/arduino-first/#%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA)
|
|||
|
|
|||
|
<a id="hardware"></a>
|
|||
|
## Железо
|
|||
|
Для работы по сценарию "энкодер с кнопкой" рекомендую вот такие ([ссылка](https://ali.ski/CYir4), [ссылка](https://ali.ski/49q5hy)) круглые китайские модули с распаянными цепями антидребезга:
|
|||
|
![scheme](/doc/encAli.png)
|
|||
|
|
|||
|
Самостоятельно обвязать энкодер можно по следующей схеме (RC фильтры на каналы энкодера + подтяжка всех пинов к VCC):
|
|||
|
![scheme](/doc/enc.png)
|
|||
|
|
|||
|
## Производительность
|
|||
|
Время холостого выполнения функции tick() при реальном устройстве (кнопка/энкодер подключены к пинам МК) на ATmega328, библиотека EncButton:
|
|||
|
| Режим | Время, мкс |
|
|||
|
| ----- | ---------- |
|
|||
|
| Энкодер + кнопка | 3.8 |
|
|||
|
| Энкодер | 2.4 |
|
|||
|
| Кнопка | 1.9 |
|
|||
|
|
|||
|
*Для сравнения, стандартный digitalRead() на AVR выполняется 3.5 us*
|
|||
|
|
|||
|
## Сравнение с аналогами
|
|||
|
- EncButton в режиме кнопки на 6 мкс быстрее, на ~450 байт Flash и 12 байт SRAM легче моей старой библиотеки [GyverButton](https://github.com/GyverLibs/GyverButton), имея при этом больше возможностей
|
|||
|
- EncButton в режиме энкодера с кнопкой на 6 мкс быстрее, на ~400 байт Flash и 18 байт SRAM легче моей старой библиотеки [GyverEncoder](https://github.com/GyverLibs/GyverEncoder), имея при этом больше возможностей
|
|||
|
|
|||
|
<a id="init"></a>
|
|||
|
## Инициализация
|
|||
|
**Если нужен массив кнопок/энкодеров, используй EncButton2!**
|
|||
|
<details>
|
|||
|
<summary>Инициализация EncButton</summary>
|
|||
|
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
// ============== БАЗОВАЯ =============
|
|||
|
EncButton<MODE, A, B, KEY> enc; // энкодер с кнопкой
|
|||
|
EncButton<MODE, A, B> enc; // просто энкодер
|
|||
|
EncButton<MODE, KEY> btn; // просто кнопка
|
|||
|
// A, B, KEY: номера пинов
|
|||
|
// MODE: EB_TICK или EB_CALLBACK - режим работы ручной или с обработчиками
|
|||
|
// для изменения направления энкодера поменяй A и B при инициализации
|
|||
|
|
|||
|
// ============ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ============
|
|||
|
// По умолчанию пины настраиваются в INPUT_PULLUP
|
|||
|
// Если используется внешняя подтяжка - лучше перевести в INPUT
|
|||
|
EncButton<...> enc(INPUT);
|
|||
|
|
|||
|
// ========= ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕЖИМ =========
|
|||
|
EncButton<MODE, VIRT_BTN> enc; // виртуальная кнопка
|
|||
|
EncButton<MODE, VIRT_ENCBTN> enc; // виртуальный энк с кнопкой
|
|||
|
EncButton<MODE, VIRT_ENC> enc; // виртуальный энк
|
|||
|
// в tick нужно будет передавать виртуальное значение, см. пример
|
|||
|
```
|
|||
|
</details>
|
|||
|
<details>
|
|||
|
<summary>Инициализация EncButton2</summary>
|
|||
|
|
|||
|
Хранит пины НЕ в шаблоне, а как член класса. Всё кроме инициализации такое же как у EncButton!
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
// ================ TICK ===============
|
|||
|
EncButton2<EB_ENCBTN> enc(INPUT, A, B, KEY); // энкодер с кнопкой
|
|||
|
EncButton2<EB_ENC> enc(INPUT, A, B); // просто энкодер
|
|||
|
EncButton2<EB_BTN> enc(INPUT, KEY); // просто кнопка
|
|||
|
// режим пинов INPUT/INPUT_PULLUP
|
|||
|
|
|||
|
// ============== CALLBACK =============
|
|||
|
EncButton2<EB_ENCBTN, EB_CALLBACK> enc(INPUT, A, B, KEY); // энкодер с кнопкой
|
|||
|
EncButton2<EB_ENC, EB_CALLBACK> enc(INPUT, A, B); // просто энкодер
|
|||
|
EncButton2<EB_BTN, EB_CALLBACK> enc(INPUT, KEY); // просто кнопка
|
|||
|
// режим пинов INPUT/INPUT_PULLUP
|
|||
|
|
|||
|
// ============== VIRT TICK ============
|
|||
|
EncButton2<VIRT_ENCBTN> enc; // энкодер с кнопкой
|
|||
|
EncButton2<VIRT_ENC> enc; // просто энкодер
|
|||
|
EncButton2<VIRT_BTN> enc; // просто кнопка
|
|||
|
|
|||
|
// ============ VIRT CALLBACK ==========
|
|||
|
EncButton2<VIRT_ENCBTN, EB_CALLBACK> enc; // энкодер с кнопкой
|
|||
|
EncButton2<VIRT_ENC, EB_CALLBACK> enc; // просто энкодер
|
|||
|
EncButton2<VIRT_BTN, EB_CALLBACK> enc; // просто кнопка
|
|||
|
```
|
|||
|
</details>
|
|||
|
<details>
|
|||
|
<summary>Массив экземпляров EncButton2</summary>
|
|||
|
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
EncButton2<EB_ENCBTN> enc[количество];
|
|||
|
EncButton2<EB_ENC> enc[количество];
|
|||
|
EncButton2<EB_BTN> enc[количество];
|
|||
|
|
|||
|
EncButton2<EB_ENCBTN, EB_CALLBACK> enc[количество];
|
|||
|
EncButton2<EB_ENC, EB_CALLBACK> enc[количество];
|
|||
|
EncButton2<EB_BTN, EB_CALLBACK> enc[количество];
|
|||
|
// и так далее
|
|||
|
// Задавать пины можно через setPins()
|
|||
|
setPins(uint8_t mode, uint8_t P1, uint8_t P2, uint8_t P3);
|
|||
|
// mode - INPUT/INPUT_PULLUP (для всех пинов)
|
|||
|
// указываем только нужные для выбранного режима пины:
|
|||
|
// EB_ENCBTN - A, B, KEY
|
|||
|
// EB_ENC - A, B
|
|||
|
// EB_BTN - KEY
|
|||
|
// см. пример EucButton2_array
|
|||
|
```
|
|||
|
</details>
|
|||
|
|
|||
|
## Документация
|
|||
|
<details>
|
|||
|
<summary>ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ КЛАССА</summary>
|
|||
|
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
// =============== SETTINGS ==============
|
|||
|
void pullUp(); // подтянуть все пины внутренней подтяжкой
|
|||
|
void holdEncButton(bool state); // виртуально зажать кнопку энкодера
|
|||
|
void setHoldTimeout(int tout); // установить время удержания кнопки, мс (до 30 000)
|
|||
|
void setButtonLevel(bool level); // уровень кнопки: LOW - кнопка подключает GND (по умолч.), HIGH - кнопка подключает VCC
|
|||
|
|
|||
|
// ================= TICK ================
|
|||
|
// тикер, вызывать как можно чаще или в прерывании
|
|||
|
// вернёт отличное от нуля значение, если произошло какое то событие (см. пример optimisation)
|
|||
|
uint8_t tick();
|
|||
|
|
|||
|
// tick(uint8_t s1 = 0, uint8_t s2 = 0, uint8_t key = 0)
|
|||
|
// может принимать виртуальный сигнал при режиме VIRT_xxx:
|
|||
|
// (сигнал кнопки)
|
|||
|
// (сигнал энкодера А, сигнал энкодера B)
|
|||
|
// (сигнал энкодера А, сигнал энкодера B, сигнал кнопки)
|
|||
|
|
|||
|
// Тикер для прерывания в режиме callback. Не вызывает подключенные функции!
|
|||
|
// Требует наличие обычного tick() в loop() (см. примеры tickISR и callbackISR)
|
|||
|
uint8_t tickISR();
|
|||
|
|
|||
|
// проверяет и вызывает подключенные функции для режима callback
|
|||
|
// Встроено в tick(), но вынесено отдельной функцией для нестандартных сценариев работы
|
|||
|
void checkCallback();
|
|||
|
|
|||
|
// =============== STATUS ================
|
|||
|
uint8_t getState(); // получить статус кнопки/энкодера
|
|||
|
void resetState(); // сбросить статус
|
|||
|
|
|||
|
// =============== ENCODER ===============
|
|||
|
bool turn(); // поворот на один щелчок в любую сторону
|
|||
|
bool turnH(); // поворот на один щелчок в любую сторону с зажатой кнопкой
|
|||
|
bool fast(); // быстрый поворот на один щелчок в любую сторону
|
|||
|
bool right(); // поворот на один щелчок направо
|
|||
|
bool left(); // поворот на один щелчок налево
|
|||
|
bool rightH(); // поворот на один щелчок направо с зажатой кнопкой
|
|||
|
bool leftH(); // поворот на один щелчок налево с зажатой кнопкой
|
|||
|
int8_t getDir(); // направление последнего поворота, 1 или -1
|
|||
|
int counter; // доступ к счётчику энкодера
|
|||
|
|
|||
|
// ================ BUTTON ================
|
|||
|
bool busy(); // вернёт true, если всё ещё нужно вызывать tick для опроса таймаутов
|
|||
|
bool state(); // текущее состояние кнопки (true нажата, false не нажата)
|
|||
|
bool press(); // кнопка была нажата [однократное срабатывание]
|
|||
|
bool release(); // кнопка была отпущена [однократное срабатывание]
|
|||
|
bool click(); // клик (нажата и отпущена) [однократное срабатывание]
|
|||
|
bool held(); // кнопка была удержана [однократное срабатывание]
|
|||
|
bool hold(); // кнопка удерживается [постоянное срабатывание]
|
|||
|
bool step(); // режим импульсного удержания
|
|||
|
bool step(uint8_t clicks); // режим импульсного удержания с предварительным накликиванием
|
|||
|
bool releaseStep(); // отпущена после режима step
|
|||
|
bool releaseStep(uint8_t clicks); // отпущена после режима step с предварительным накликиванием
|
|||
|
uint8_t clicks; // доступ к счётчику кликов
|
|||
|
uint8_t hasClicks(); // вернёт количество кликов, если они есть
|
|||
|
bool hasClicks(uint8_t num); // проверка на наличие указанного количества кликов
|
|||
|
|
|||
|
// =============== CALLBACK ===============
|
|||
|
void attach(eb_callback type, void (*handler)()); // подключить обработчик
|
|||
|
void detach(eb_callback type); // отключить обработчик
|
|||
|
void attachClicks(uint8_t amount, void (*handler)()); // подключить обработчик на количество кликов (может быть только один!)
|
|||
|
void detachClicks(); // отключить обработчик на количество кликов
|
|||
|
|
|||
|
// eb_callback может быть:
|
|||
|
TURN_HANDLER
|
|||
|
TURN_H_HANDLER
|
|||
|
RIGHT_HANDLER
|
|||
|
LEFT_HANDLER
|
|||
|
RIGHT_H_HANDLER
|
|||
|
LEFT_H_HANDLER
|
|||
|
CLICK_HANDLER
|
|||
|
HOLDED_HANDLER
|
|||
|
STEP_HANDLER
|
|||
|
HOLD_HANDLER
|
|||
|
CLICKS_HANDLER
|
|||
|
PRESS_HANDLER
|
|||
|
RELEASE_HANDLER
|
|||
|
```
|
|||
|
|
|||
|
**Дополнительно у EncButton2**
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
void pullUp(); // здесь не реализована!
|
|||
|
|
|||
|
void setPins(uint8_t mode, uint8_t P1, uint8_t P2, uint8_t P3); // настроить пины
|
|||
|
// mode - INPUT/INPUT_PULLUP (для всех пинов)
|
|||
|
// указываем только нужные для выбранного режима пины:
|
|||
|
// EB_ENCBTN - (A, B, KEY)
|
|||
|
// EB_ENC - (A, B)
|
|||
|
// EB_BTN - (KEY)
|
|||
|
// см. пример EucButton2_array
|
|||
|
```
|
|||
|
</details>
|
|||
|
|
|||
|
### Заметки
|
|||
|
- Библиотека универсальная, но сделана с упором на максимальную оптимизацию памяти при работе во всех режимах внутри одного класса, поэтому используется шаблон и дефайны
|
|||
|
- При создании объекта с разным количеством пинов (энкодер, кнопка, энкодер с кнопкой) библиотека будет компилироваться по разному, ненужный код будет вырезан. Это позволяет экономить Flash память.
|
|||
|
- То же самое касается режимов работы TICK/CALLBACK, при использовании TICK весь относящийся к CALLBACK код вырезается компилятором
|
|||
|
- Два алгоритма опроса энкодера, обычный и точный. Точный использует на 16 байт больше SRAM памяти (на всю библиотеку), но позволяет работать даже с низкокачественными и убитыми энкодерами
|
|||
|
- Точный алгоритм активируется добавлением `#define EB_BETTER_ENC` перед подключением библиотеки
|
|||
|
- Версия библиотеки *EncButton2.h* хранит номера пинов в классе. Используйте эту версию для создания массива объектов EncButton!
|
|||
|
|
|||
|
<a id="usage"></a>
|
|||
|
## Особенности и сценарии использования
|
|||
|
### Дефайны настроек
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
// дефайнить ПЕРЕД ПОДКЛЮЧЕНИЕМ БИБЛИОТЕКИ, показаны значения по умолчанию (если они есть)
|
|||
|
// энкодер
|
|||
|
#define EB_FAST 30 // таймаут быстрого поворота, мс
|
|||
|
#define EB_BETTER_ENC // улучшенный алгоритм опроса энкодера. Добавит 16 байт SRAM при подключении библиотеки
|
|||
|
#define EB_HALFSTEP_ENC // режим опроса полушагового энкодера (включи, если твой энкодер делает два тика за один)
|
|||
|
|
|||
|
// кнопка
|
|||
|
#define EB_DEB 50 // дебаунс кнопки, мс
|
|||
|
#define EB_STEP 500 // период срабатывания степ, мс
|
|||
|
#define EB_CLICK 400 // таймаут накликивания, мс
|
|||
|
#define EB_HOLD 1000 // таймаут удержания кнопки (можно переназначить setHoldTimeout() из программы), мс
|
|||
|
```
|
|||
|
|
|||
|
### Режим tick
|
|||
|
- Опрос пинов энкодера/кнопки и расчёт таймаутов осуществляется внутри функции `tick()`. Эту функцию нужно однократно вызывать в основном цикле программы.
|
|||
|
- Для повышения качества обработки энкодера/кнопки в загруженной программе (чтобы не пропустить поворот или клик) рекомендуется продублировать опрос в прерывании по *CHANGE*: внутри обработчика прерывания вызываем специальный тикер `tickISR()`, и в основном цикле программы оставляем обычный `tick()`. Он нужен для того, чтобы корректно считались все таймауты.
|
|||
|
- `tick()` возвращает текущий статус энкодера/кнопки:
|
|||
|
- 0 - никаких действий не было
|
|||
|
- 1 - left + turn
|
|||
|
- 2 - right + turn
|
|||
|
- 3 - leftH + turnH
|
|||
|
- 4 - rightH + turnH
|
|||
|
- 5 - click
|
|||
|
- 6 - held
|
|||
|
- 7 - step
|
|||
|
- 8 - press
|
|||
|
Это позволяет например производить дальнейший опрос действий кнопки/энкодера только по факту их совершения: можно поместить весь опрос в блок `if (enc.tick()) {}`. В конце рекомендуется вызвать `resetState()` для сборса неопрошенных флагов, чтобы `tick()` перестал "сигналить" о действии. Подробнее смотри в примере *optimisation*.
|
|||
|
- Основная идея работы: "тикнули", а затем вручную через условия опрашиваем нужные действия кнопки/энкодера. Почти все функции опроса имеют механизм "однократного срабатывания", то есть возвращают `true` и автоматически сбрасываются в `false` до наступления следующего события. Таким образом конструкция `if (btn.click())` позволяет выполнить какой-то блок кода однократно по клику. Подробнее разберём ниже.
|
|||
|
|
|||
|
#### Кнопка
|
|||
|
- `press()` - кнопка была нажата. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `release()` - кнопка была отпущена. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `click()` - кнопка была кликнута, т.е. нажата и отпущена до таймаута удержания. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `held()` - кнопка была удержана дольше таймаута удержания. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `held(clicks)` - то же самое, но функция принимает количество кликов, сделанных до удержания. Примечание: held() без аргумента перехватит вызов! См. пример *preClicks*. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `hold()` - кнопка была удержана дольше таймаута удержания. *[возвращает true, пока удерживается]*
|
|||
|
- `hold(clicks)` - то же самое, но функция принимает количество кликов, сделанных до удержания. Примечание: hold() без аргумента перехватит вызов! См. пример *preClicks*. *[возвращает true, пока удерживается]*
|
|||
|
- `step()` - режим "импульсного удержания": после удержания кнопки дольше таймаута данная функция *[возвращает true с периодом EB_STEP]*. Удобно использовать для пошагового изменения переменных: `if (btn.step()) val++;`.
|
|||
|
- `step(clicks)` - то же самое, но функция принимает количество кликов, сделанных до удержания. Примечание: step() без аргумента перехватит вызов! См. пример *StepMode* и *preClicks*.
|
|||
|
- `releaseStep()` - кнопка была отпущена после импульсного удержания. Может использоваться для изменения знака инкремента переменной. См. пример *StepMode*. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `releaseStep(clicks)` - то же самое, но функция принимает количество кликов, сделанных до удержания. Примечание: releaseStep() без аргумента перехватит вызов! См. пример *StepMode* и *preClicks*. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `hasClicks(clicks)` - было сделано указанное количество кликов с периодом менее *EB_CLICK*. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `state()` - возвращает теукщее состояние кнопки (сигнал с пина, без антидребезга): `true` - нажата, `false` - не нажата.
|
|||
|
- `busy()` - вернёт `true`, если всё ещё нужно вызывать tick для опроса таймаутов
|
|||
|
- `hasClicks()` - вернёт количество кликов, сделанных с периодом менее *EB_CLICK*. В противном случае вернёт 0.
|
|||
|
- `uint8_t clicks` - публичная переменная (член класса), хранит количество сделанных кликов с периодом менее *EB_CLICK*. Сбрасывается в 0 после нового клика.
|
|||
|
![diagram](/doc/diagram.png)
|
|||
|
|
|||
|
#### Энкодер
|
|||
|
- `turn()` - поворот на один щелчок в любую сторону. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `turnH()` - поворот на один щелчок в любую сторону с зажатой кнопкой. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `fast()` - был совершён быстрый поворот (с периодом менее *EB_FAST* мс) на один щелчок в любую сторону. *[возвращает true, пока энкодер крутится быстро]*
|
|||
|
- `right()` - поворот на один щелчок направо. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `left()` - поворот на один щелчок налево. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `rightH()` - поворот на один щелчок направо с зажатой кнопкой. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `leftH()` - поворот на один щелчок налево с зажатой кнопкой. *[однократно вернёт true]*
|
|||
|
- `getDir()` - направление последнего поворота, 1 или -1.
|
|||
|
- `int16_t counter` - публичная переменная (член класса), хранит счётчик энкодера.
|
|||
|
|
|||
|
### Режим callback
|
|||
|
- В данном режиме можно подключить свою функцию-обработчик на любое действие кнопки/энкодера. Они будут автоматически вызываться при наступлении события.
|
|||
|
- Для работы нужно вызывать `tick()` в основном цикле программы, а также можно продублировать `tickISR()` в прерывании по *CHANGE* для улучшения точности обработки энкодера.
|
|||
|
- При работе в прерывании подключенные функции вызываются из `tick()`, т.е. из основного цикла программы. В `tickISR()` происходит только обработка алгоритмов библиотеки!
|
|||
|
- Смотри пример *callbackMode*
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
void attach(type, func); // подключить обработчик
|
|||
|
void detach(type); // отключить обработчик
|
|||
|
void attachClicks(uint8_t amount, func); // подключить обработчик на количество кликов (может быть только один!)
|
|||
|
void detachClicks(); // отключить обработчик на количество кликов
|
|||
|
```
|
|||
|
Где `type` - тип события:
|
|||
|
- *TURN_HANDLER* - поворот
|
|||
|
- *TURN_H_HANDLER* - нажатый поворот
|
|||
|
- *RIGHT_HANDLER* - поворот направо
|
|||
|
- *LEFT_HANDLER* - поворот налево
|
|||
|
- *RIGHT_H_HANDLER* - нажатый поворот направо
|
|||
|
- *LEFT_H_HANDLER* - нажатый поворот налево
|
|||
|
- *PRESS_HANDLER* - нажатие
|
|||
|
- *RELEASE_HANDLER* - отпускание
|
|||
|
- *CLICK_HANDLER* - клик
|
|||
|
- *HOLDED_HANDLER* - удержание (однократное срабатывание)
|
|||
|
- *HOLD_HANDLER* - удержание (постоянное срабатывание)
|
|||
|
- *STEP_HANDLER* - импульсное удержание
|
|||
|
- *CLICKS_HANDLER* - несколько кликов
|
|||
|
|
|||
|
### Виртуальный режим
|
|||
|
Виртуальный режим позволяет получить все возможности библиотеки EncButton в ситуациях, когда кнопка не подключена напрямую к микроконтроллеру, либо для её опроса используется другая библиотека:
|
|||
|
- Аналоговая клавиатура (например через библиотеку [AnalogKey](https://github.com/GyverLibs/AnalogKey)). Смотри пример *virtual_AnalogKey*
|
|||
|
- Матричная клавиатура (например через библиотеку [SimpleKeypad](https://github.com/maximebohrer/SimpleKeypad)). Смотри пример *virtual_SimpleKeypad* и *virtual_SimpleKeypad_array*
|
|||
|
- Кнопки или энкодеры, подключенные через расширители пинов или сдвиговые регистры
|
|||
|
|
|||
|
Таким образом можно получить несколько нажатий с матричной клавиатуры, удержание кнопок матричной клавиатуры, импульсное удержание и прочие фишки EncButton.
|
|||
|
|
|||
|
Для работы нужно передать в `tick()` текущие состояния "пинов" кнопки/энкодера: `tick(s1, s2, s3)` в следующем порядке
|
|||
|
- Кнопка - (сигнал кнопки)
|
|||
|
- Энкодер - (сигнал энкодера А, сигнал энкодера B)
|
|||
|
- Энкодер с кнопкой - (сигнал энкодера А, сигнал энкодера B, сигнал кнопки)
|
|||
|
|
|||
|
### Настройки
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
void pullUp(); // подтянуть все пины внутренней подтяжкой
|
|||
|
void holdEncButton(bool state); // виртуально зажать кнопку энкодера
|
|||
|
void setHoldTimeout(int tout); // установить время удержания кнопки, мс (до 30 000)
|
|||
|
void setButtonLevel(bool level); // уровень кнопки: LOW - кнопка подключает GND (по умолч.), HIGH - кнопка подключает VCC
|
|||
|
```
|
|||
|
|
|||
|
<a id="example"></a>
|
|||
|
## Примеры
|
|||
|
### Полное демо tick
|
|||
|
Остальные примеры смотри в **examples**!
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
// Пример с прямой работой библиотеки
|
|||
|
|
|||
|
#include <EncButton.h>
|
|||
|
EncButton<EB_TICK, 2, 3, 4> enc; // энкодер с кнопкой <A, B, KEY>
|
|||
|
//EncButton<EB_TICK, 2, 3> enc; // просто энкодер <A, B>
|
|||
|
//EncButton<EB_TICK, 4> enc; // просто кнопка <KEY>
|
|||
|
|
|||
|
void setup() {
|
|||
|
Serial.begin(9600);
|
|||
|
// ещё настройки
|
|||
|
//enc.counter = 100; // изменение счётчика энкодера
|
|||
|
//enc.setHoldTimeout(500); // установка таймаута удержания кнопки
|
|||
|
//enc.setButtonLevel(HIGH); // LOW - кнопка подключает GND (умолч.), HIGH - кнопка подключает VCC
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
void loop() {
|
|||
|
enc.tick(); // опрос происходит здесь
|
|||
|
|
|||
|
// =============== ЭНКОДЕР ===============
|
|||
|
// обычный поворот
|
|||
|
if (enc.turn()) {
|
|||
|
Serial.println("turn");
|
|||
|
|
|||
|
// можно опросить ещё:
|
|||
|
//Serial.println(enc.counter); // вывести счётчик
|
|||
|
//Serial.println(enc.fast()); // проверить быстрый поворот
|
|||
|
Serial.println(enc.getDir()); // направление поворота
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
// "нажатый поворот"
|
|||
|
if (enc.turnH()) {
|
|||
|
Serial.println("hold + turn");
|
|||
|
|
|||
|
// можно опросить ещё:
|
|||
|
//Serial.println(enc.counter); // вывести счётчик
|
|||
|
//Serial.println(enc.fast()); // проверить быстрый поворот
|
|||
|
Serial.println(enc.getDir()); // направление поворота
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
if (enc.left()) Serial.println("left"); // поворот налево
|
|||
|
if (enc.right()) Serial.println("right"); // поворот направо
|
|||
|
if (enc.leftH()) Serial.println("leftH"); // нажатый поворот налево
|
|||
|
if (enc.rightH()) Serial.println("rightH"); // нажатый поворот направо
|
|||
|
|
|||
|
// =============== КНОПКА ===============
|
|||
|
if (enc.press()) Serial.println("press");
|
|||
|
if (enc.click()) Serial.println("click");
|
|||
|
if (enc.release()) Serial.println("release");
|
|||
|
|
|||
|
if (enc.held()) Serial.println("held"); // однократно вернёт true при удержании
|
|||
|
//if (enc.hold()) Serial.println("hold"); // будет постоянно возвращать true после удержания
|
|||
|
if (enc.step()) Serial.println("step"); // импульсное удержание
|
|||
|
if (enc.releaseStep()) Serial.println("release step"); // отпущена после импульсного удержания
|
|||
|
|
|||
|
// проверка на количество кликов
|
|||
|
if (enc.hasClicks(1)) Serial.println("action 1 clicks");
|
|||
|
if (enc.hasClicks(2)) Serial.println("action 2 clicks");
|
|||
|
if (enc.hasClicks(3)) Serial.println("action 3 clicks");
|
|||
|
if (enc.hasClicks(5)) Serial.println("action 5 clicks");
|
|||
|
|
|||
|
// вывести количество кликов
|
|||
|
if (enc.hasClicks()) {
|
|||
|
Serial.print("has clicks ");
|
|||
|
Serial.println(enc.clicks);
|
|||
|
}
|
|||
|
}
|
|||
|
```
|
|||
|
|
|||
|
### Массив кнопок EncButton2
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
// объявляем массив кнопок
|
|||
|
#define BTN_AMOUNT 5
|
|||
|
#include <EncButton2.h>
|
|||
|
EncButton2<EB_BTN> btn[BTN_AMOUNT];
|
|||
|
|
|||
|
void setup() {
|
|||
|
Serial.begin(9600);
|
|||
|
btn[0].setPins(INPUT_PULLUP, D3);
|
|||
|
btn[1].setPins(INPUT_PULLUP, D2);
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
void loop() {
|
|||
|
for (int i = 0; i < BTN_AMOUNT; i++) btn[i].tick();
|
|||
|
for (int i = 0; i < BTN_AMOUNT; i++) {
|
|||
|
if (btn[i].click()) {
|
|||
|
Serial.print("click btn: ");
|
|||
|
Serial.println(i);
|
|||
|
}
|
|||
|
}
|
|||
|
}
|
|||
|
```
|
|||
|
|
|||
|
### Одна кнопка управляет несколькими переменными
|
|||
|
```cpp
|
|||
|
// используем одну КНОПКУ для удобного изменения трёх переменных
|
|||
|
// первая - один клик, затем удержание (нажал-отпустил-нажал-держим)
|
|||
|
// вторая - два клика, затем удержание
|
|||
|
// третья - три клика, затем удержание
|
|||
|
// смотри монитор порта
|
|||
|
|
|||
|
#include <EncButton.h>
|
|||
|
EncButton<EB_TICK, 3> btn;
|
|||
|
|
|||
|
// переменные для изменения
|
|||
|
int val_a, val_b, val_c;
|
|||
|
|
|||
|
// шаги изменения (signed)
|
|||
|
int8_t step_a = 1;
|
|||
|
int8_t step_b = 5;
|
|||
|
int8_t step_c = 10;
|
|||
|
|
|||
|
void setup() {
|
|||
|
Serial.begin(9600);
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
void loop() {
|
|||
|
btn.tick();
|
|||
|
|
|||
|
// передаём количество предварительных кликов
|
|||
|
if (btn.step(1)) {
|
|||
|
val_a += step_a;
|
|||
|
Serial.print("val_a: ");
|
|||
|
Serial.println(val_a);
|
|||
|
}
|
|||
|
if (btn.step(2)) {
|
|||
|
val_b += step_b;
|
|||
|
Serial.print("val_b: ");
|
|||
|
Serial.println(val_b);
|
|||
|
}
|
|||
|
if (btn.step(3)) {
|
|||
|
val_c += step_c;
|
|||
|
Serial.print("val_c: ");
|
|||
|
Serial.println(val_c);
|
|||
|
}
|
|||
|
|
|||
|
// разворачиваем шаг для изменения в обратную сторону
|
|||
|
// передаём количество предварительных кликов
|
|||
|
if (btn.releaseStep(1)) step_a = -step_a;
|
|||
|
if (btn.releaseStep(2)) step_b = -step_b;
|
|||
|
if (btn.releaseStep(3)) step_c = -step_c;
|
|||
|
}
|
|||
|
```
|
|||
|
|
|||
|
<a id="versions"></a>
|
|||
|
## Версии
|
|||
|
- v1.1 - пуллап отдельныи методом
|
|||
|
- v1.2 - можно передать конструктору параметр INPUT_PULLUP / INPUT(умолч)
|
|||
|
- v1.3 - виртуальное зажатие кнопки энкодера вынесено в отдельную функцию + мелкие улучшения
|
|||
|
- v1.4 - обработка нажатия и отпускания кнопки
|
|||
|
- v1.5 - добавлен виртуальный режим
|
|||
|
- v1.6 - оптимизация работы в прерывании
|
|||
|
- v1.6.1 - подтяжка по умолчанию INPUT_PULLUP
|
|||
|
- v1.7 - большая оптимизация памяти, переделан FastIO
|
|||
|
- v1.8 - индивидуальная настройка таймаута удержания кнопки (была общая на всех)
|
|||
|
- v1.8.1 - убран FastIO
|
|||
|
- v1.9 - добавлена отдельная отработка нажатого поворота и запрос направления
|
|||
|
- v1.10 - улучшил обработку released, облегчил вес в режиме callback и исправил баги
|
|||
|
- v1.11 - ещё больше всякой оптимизации + настройка уровня кнопки
|
|||
|
- v1.11.1 - совместимость Digispark
|
|||
|
- v1.12 - добавил более точный алгоритм энкодера EB_BETTER_ENC
|
|||
|
- v1.13 - добавлен экспериментальный EncButton2
|
|||
|
- v1.14 - добавлена releaseStep(). Отпускание кнопки внесено в дебаунс
|
|||
|
- v1.15 - добавлен setPins() для EncButton2
|
|||
|
- v1.16 - добавлен режим EB_HALFSTEP_ENC для полушаговых энкодеров
|
|||
|
- v1.17 - добавлен step с предварительными кликами
|
|||
|
- v1.18 - не считаем клики после активации step. held() и hold() тоже могут принимать предварительные клики. Переделан и улучшен дебаунс
|
|||
|
- v1.18.1 - исправлена ошибка в releaseStep() (не возвращала результат)
|
|||
|
- v1.18.2 - fix compiler warnings
|
|||
|
- v1.19 - оптимизация скорости, уменьшен вес в sram
|
|||
|
- v1.19.1 - ещё чутка увеличена производительность
|
|||
|
- v1.19.2 - ещё немного увеличена производительность, спасибо XRay3D
|
|||
|
- v1.19.3 - сделал высокий уровень кнопки по умолчанию в виртуальном режиме
|
|||
|
- v1.19.4 - фикс EncButton2
|
|||
|
- v1.20 - исправлена критическая ошибка в EncButton2
|
|||
|
|
|||
|
<a id="feedback"></a>
|
|||
|
## Баги и обратная связь
|
|||
|
При нахождении багов создавайте **Issue**, а лучше сразу пишите на почту [alex@alexgyver.ru](mailto:alex@alexgyver.ru)
|
|||
|
Библиотека открыта для доработки и ваших **Pull Request**'ов!
|